Интервью после первой ступени ННО

Об этом интервью мы договорились с Ольгой Нгуен в перерыве тренинга по ненасильственному общению (ННО), который Ольга впервые проводила в Европейской части России. Среди нас, присутствовавших на тренинге, был азарт к совершенно новой для нас теме и появилось сильное желание рассказать, чем же так прекрасно использование ННО и почему о нем следует знать как можно большему числу людей.
Договорились, закончили тренинг, передохнули и встретились уже в Скайпе.
Интервью было достаточно длинным и очень интересным, на основе него получилось целых 3 материала, для удобства читателей. В данный кусочек попали те вопросы, которые касаются непосредственно развития движения ННО и вариантов обучения ему. Об использовании ННО с детьми и об отличии ННО от других методов можно почитать в других материалах.

- Здравствуйте, Ольга. Вам понравились результаты тренинга ННО, который вы провели в ноябре?
— Да, было чудесно. В группе был энтузиазм, у участников появились новые интересные им навыки. Я получила много прекрасных отзывов. Так что все понравилось, спасибо.
- Ольга, как давно вы используете ненасильственное общение в своей жизни?
— С 2005 года где-то. Тогда я нашла книгу Маршала Розенберга, что интересно, через слингофорум. Вот так другие порекомендовали – и все началось.
- Как быстро вы заметили результаты?
— Где-то в 2006 году. Это были такие заметные не только мне, но и окружающим, внешние результаты. Результаты в себе я начала замечать раньше.
- Поддерживала ли вас ваша семья в вашем интересе к ННО?
— Когда я только начала увлекаться ненасильственным общением, училась я в основном сама, по книгам. Моя дочка была маленькая, а в то время было мало онлайн-тренингов, вебинаров, мало было и мероприятий, на которые можно было привести с собой ребенка. Я училась по книгам с поддержкой друзей и, честно говоря, я наступила на все грабли, на которые только можно наступить человеку, начинающему практиковать ненасильственное общение.
И я очень благодарна мужу за его долгое терпение, и в то же время я помню моменты, когда его очень сильно раздражало то, как я говорю (в начале моего изучения ННО — примечание). Представьте себе, что кто-то начинает кататься на велосипеде: он или она часто падает, набивает себе шишки и синяки, сдирает колени, причем бывает даже, падает в сторону других людей. Когда у меня это происходило, он, бывало, раздражался и говорил, чтобы я говорила по-человечески, а не странно.
Поворотным для мужа стал момент, когда он услышал, как мастерски одна из тренеров ННО использует эту методологию. Для него это было, как увидеть мастера езды на велосипеде и понять, что велосипед — это полезная вещь. Я на самом деле очень благодарна за его поддержку. И еще очень мне помогла моя сестра: когда я только начала преподавать ННО, она перевела для меня большое количество материалов.
- Приятно слышать, что в семье есть поддержка. Вы сказали, что первые 2,5 года с рождения дочки вы были дома. Когда вы пошли вовне и стали применять ненасильственное общение и там, где оказалось проще? Дома с семьей или условно на работе?
— Я думаю, что очень для многих, конечно же, проще там, где можно взять перерыв, где нет близких связей между людьми, как есть в семье. В семье часто уже есть развившиеся отношения, ожидания, возможно, какие-то заторы. Думаю, для многих из нас, те люди, с которыми мы работаем, не могут до такой степени наступить на больную мозоль, как могут наши сами ближайшие родные люди. Поэтому я думаю, что с семьей это было сложнее, но в то же время с семьей получаешь много больше в результате. Вот долго был конфликт в семье, а потом раз — и ты видишь выход из этой ситуации, и приходит ни с чем несравнимое чувство удовлетворения. Так что, для меня лично, в семье результаты ценнее.
- Когда вы стали тренером ННО? Можете ли назвать тренерство своей работой?
В принципе, да. Я начала делиться ННО в 2007 году – и это, как я вижу, помогает людям. Та разница, которую я вижу в жизни некоторых людей до и после тренинга, вдохновляет меня и мотивирует продолжать.
В то время, когда начинала, я была очень вовлечена в поддержку ГВ. Я была очень активна в группе поддержки, выучилась на консультанта по ГВ, вела вместе с коллегами ГП ГВ. Я ходила туда со своими детьми, и многие мамы видели, как я с ними общаюсь, как я помогаю другим детям разрешать их конфликты. Они начали меня расспрашивать, просили научить их делать то же самое. Мне повезло, что организация, в которой я выучилась на консультанта по ГВ, включала в обучение навыки ННО: приезжала независимый тренер по ННО и вела семинар. Книги по ННО были в списке литературы, так что это было родственное занятие. Когда меня попросили для повышения квалификации других консультантов сделать региональный мастер-класс по ННО , и я его провела, я поняла, что мне в принципе катастрофически не хватает навыков именно для обучения ННО. Сама я могла использовать их, но что-то объяснить или кого-то научить, умело обойти подводные камни, которые возникают в процессе обучения, я не могла так, как хотелось бы. Мне всегда важно делать качественно свою работу – и я начала набирать эти навыки, шаг за шагом. В конце 2007 года я начала делиться ННО, а в 2012 сертифицировалась. Это был ритм обучения, в котором было комфортно мне и моей семье: у меня было двое маленьких детей, посещать тренинги было достаточно сложно, это требовало ресурсов и поддержки семьи.
- Что посоветуете начать применять, чтобы увидеть результат сразу? Что-то коротенькое, чтобы мама, у которой много маленьких детей, смогла увидеть и оценить результат.
— Я рекомендую, если совсем ничего невозможно сделать, даже книгу почитать, взять список чувств и потребностей – с ним ознакомиться, увидеть, какие у нас есть чувства и потребности (см. ссылки на сайте Ольги). Поставить себе напоминалку на телефон или планшет 3 раза в день в удобное время. И спрашивать себя для начала хотя бы эти три раза в день: «А что я сейчас чувствую?». Можно подчеркивать те чувства, которые есть. Затем спросить о том, что сейчас важно, что нужно именно сейчас — и посмотреть список потребностей. (Дальше уже, от осознания чувств и потребностей, своих и других людей, мы находим решения, которые принимают эти потребности во внимание. Понять свои чувства и потребности – первый шаг этого процесса). Хочу добавить, что, по моему опыту, самые первые результаты обычно – это изменения в настрое, внутреннем состоянии, заметные самой маме. То есть, результат может быть, что человек не будет так уставать, как раньше (если начнет искать возможности хотя бы для краткого передыха), или уменьшится чувство обиды (если человек будет и свои потребности включать в “повестку дня” ). Такой результат осознается и отслеживается первоначально самим человеком изнутри.
- А как вы сами начинали изучение ННО?
— Я пришла в ННО от чтения книг, которые говорят о теории привязанности (Альфи Коэн, Джон Боулби). В них пишут о том, как воспитывать ребенка, чтобы дать ему максимальные шансы на развитие и самореализацию. Это вдохновляет и объясняет, почему мы хотим так воспитывать ребенка, ЧТО оптимально для него. В то же время мне эти книги очень редко давали какие-то конкретные шаги, которые я могу применять каждый день. ННО мне это дает. Также мне очень близка нейронаука. Мне очень нравится то, как о том же самом рассказывают с другой стороны. О том, как наше тело и мозг работают в условиях эмпатии и взаимопонимания или в отсутствии этих вещей. Это есть в работах Дэниэла Сигеля, например.
- Есть мнение, что Россия — это белое пятно на карте ННО. На ваш взгляд, почему? И какие есть перспективы?
— Очень здорово, нравится мне ваш вопрос. Я вижу: там, где кто-то занимается популяризацией – там движение продвигается. В Румынии сейчас, например, появляются тренеры, в Польше их уже много. Это заняло 7-8 лет. Сейчас люди там знают об ННО, люди стремятся научиться этому, они организуют тренинги и интенсивы. В Америке Маршалл Розенберг начал преподавать ННО с 70-х годов. Примерно в 80-х подключились Германия и Австрия, где ННО настолько популярно, что, например, в Австрии все те институты, где готовят тех, кто будет работать с детьми, включают в курс обучения теорию и практику ННО.
Я верю, что если мы сейчас начнем этим заниматься, если будут люди, которые хотят этим заниматься, то окружающие очень скоро начнут видеть результат, видеть, что у кого-то получается – и они будут спрашивать, интересоваться, захотят научиться этому. Это один вариант, но есть и другие.
Можно продвигать движение и помогать в самостоятельном обучении, создавать группы поддержки, группы общения, обмен опытом. Можно приглашать лекторов вместе с переводом — так делали в Польше, и весьма успешно.
Есть методичка Инбал Каштан ( Inbal Kashtan ссылка) с упражнениями, в том числе для мам с маленькими детьми – то есть учиться навыкам ННО можно всегда.
Хочу еще добавить про сложность самостоятельного обучения. Тут все зависит от человека, от его способностей, легкости восприятия материала. Обучиться многим практическим навыкам по книжке довольно сложно, — наверное, это основная проблема. Я верю, что для начинающего, лучше всего учиться у того, кто владеет этим навыком и умеет обучать, по аналогии с обучением языку. Если личное общение не доступно, то сегодня есть скайп или вебинары, если не доступно и это, то есть книги. И это точно гораздо лучше, чем ничего.
- Да, согласна. Спасибо вам огромное за интервью, мы ждем вашего нового приезда в Россию с тренингами первой и второй ступени ННО..

Интервью после первой ступени ННО: Один комментарий

Добавить комментарий для flokinpi Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>