Как наладить взаимопонимание с детьми?

Данная статья написана со слов Ольги Нгуен, сертифицированного тренера ННО.

Ольга рассказала, что читала книги по воспитанию детей с гуманистическим подходом. Многие из них говорили, как важно построить безопасную связь между родителями и детьми или как важно найти свои решения по типу «выиграй-выиграй». Во многих книгах даже приводились конкретные примеры фраз, но редко где давался сам подход, чтобы понять, на чем именно строить свои фразы и как менять их исходя из ситуации. Не хватало системного подхода, понимания того, как это работает. Ответ для себя Ольга нашла в ННО (ненасильственном общении) и теперь учит его принципам других людей.
В ННО Ольгу привлек принцип «и-и» вместо «или-или». Например, если я сейчас о себе позабочусь, то у меня не останется времени на детей. Предлагается выбрать: свое благополучие или благополучие детей – «или-или». А с ННО чаще получается «и-и»: я могу позаботиться и о себе, и о детях. Это происходит благодаря тому, что смещается акцент с конкретного способа разрешения ситуации (возможно, привычного или самого распространенного) на внимание к самим потребностям. Многие потребности могут быть удовлетворены множеством разных способов. Остается лишь подобрать тот, который будет выигрышным для всех.
Ольга рассказала об одном из моментов, когда она поняла, что ННО работает. Это случилось именно во время общения с детьми:
«это было радостное событие для меня. Случилось это при проведении встречи группы поддержки грудного вскармливания. Было много мам с малышами: от младенчиков и вплоть до младшего школьного возраста. Дети, бывало, конфликтовали между собой, начинали ссориться, плакать. Мы попробовали многие варианты, и я помню, как подошла к двум мальчикам и просто с ними поговорила, используя ненасильственное общение. Они так удивились, у них что-то изменилось во взгляде. Они пошли и стали делать что-то другое. Это для меня было удивительно, меня наполнило чувством свободы и компетентности. Я поняла, что можно с другими детьми, в независимости от того, как родители их воспитывают, просто доверительно поговорить. Это может помочь — и они разойдутся счастливее, чем были. Та история оказалась знаковой для меня. Я увидела, как были довольны и дети, и родители».
Идеальный вариант обучения ННО — это практика с тем, кто владеет навыком, по аналогии с обучением языку, но если этого нет — то есть вебинары, записи, книги. Лучше хоть что-то, чем ничего.
Нужно иметь в виду, что для многих использовать ННО в семье труднее, чем вне семьи. В семье есть сложившиеся отношения, есть прошлые проблемы, которые тянуться давно. Нет возможности взять перерыв и передохнуть. Но и результат в семье значительно более ценен.
Мамам, у которых совсем мало времени и совсем мало возможностей, Ольга рекомендует начать со списка чувств и потребностей (например, он есть в книге Маршала Розенберга). Можно отметить, какие чувства и потребности вы испытываете, стараясь делать это регулярно. Удобно и достаточно эффективно поставить себе напоминалку на телефон или стикеры на стену рядом с тем местом, где вы регулярно находитесь дома. И спрашивать себя в такие моменты: «что я сейчас чувствую?». Для наглядности можно отмечать те чувства, которые обнаружили. Второй вопрос, который стоит задать: «Что мне сейчас важно?». И аналогично можно проработать список потребностей.
Часто мы думаем, что сначала надо прочитать очень много книг, а затем переходить к практике, что обычно осложняет процесс. Гораздо лучше начинать с практики и с себя. В ННО есть такой принцип: «Если сомневаетесь – начните с себя». Разобралась ли мама в том, что ей важно? А что заставляет резко реагировать на услышанное? Почему закрываюсь, ухожу в себя или впадаю в гнев-ярость? Разобравшись в себе, можно расчистить пространство, чтобы начать разбираться в том, что важно окружающим людям.
ННО не волшебная таблетка, которая полностью устраняет конфликты. Однако ненасильственное общение дает инструментарий, для того чтобы их удовлетворительно разрешить. Даже в случае затяжного конфликта или в случае, если в текущей ситуации даже с ННО не получается договориться, человек все же ощущает себя по-другому, используя ННО: нет ощущения беспомощности, так как потребности и чувства как минимум были услышаны, по крайней мере самим собой.
Об этом же говорит теория привязанности, и на этих принципах построены многие книги, объясняющие, как вести себя с детьми. При этом принципы ННО (обратиться к потребностям, осознать свои чувства, проявить их, посмотреть на чувства ребенка, проявить их и сформулировать просьбу) работают глубже. Они позволяют обратиться к сердцу ребенка через установление прямой связи («из сердца в сердце») без посредников в виде навязанных «умных» слов.
В ННО есть гибкость. Во время обучения наша цель — помочь найти свои слова и свой подход к ребенку. Важно, поможет ли сказанное наладить взаимопонимание. Если сказанное не поможет, то ЧТО может помочь? В ННО есть намерение устанавливать взаимопонимание — и оно стоит во главе угла. Маршал Розенберг говорил на одном из своих курсов, что, когда «мы добрались до взаимопонимания, решения приходят сами».
Принципы ННО помогают прийти к самой сути общения, что укрепляет связи внутри семьи и за ее пределами. Учитывать желания всех участников общения путем углубления в истинные потребности — такое общение «из сердца в сердце» легко и естественно делает людей счастливее..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>