Суть метода ненасильственного общения

Статья написана на основе интервью с Ольгой Нгуен, сертифицированным практикующим тренером по ненасильственному общению. Интервью и первую часть статьи можно прочитать по ссылкам.
Среди людей, впервые услышавших термин «ненасильственное общение», возникают вопросы об особенностях и отличиях метода от других.
Отметим лишь несколько из основных моментов, которые позволяют понять, чем ННО отличается от других многочисленных методов общения.
Когда учатся кататься на велосипеде, часто прибегают к помощи приставных колесиков. Они снижают маневренность велосипеда, делают его тяжелее и более громоздким — но они позволяют научиться, подстраховывают в случае, если равновесие теряется, и позволяют восстановить его, давая шанс попробовать снова и снова. Однако как только человек научился — колесики откручивают, ибо кататься без них удобнее и во многом легче.
Эта метафора не случайна и применима к ННО. Обучение ненасильственному общению — общению от сердца к сердцу — тоже проходит через такие приставные колесики. Главное понимать, что они временны и цель — научится ездить без них.
Большинство методик или специфических фраз — это как раз различные дополнительные колесики. Они позволяют нам начать учиться. Когда человек учится новому ремеслу, он сначала повторяет за мастером, копирует, использует уже известные и стандартизированные приемы. Однако по мере роста мастерства он все меньше прибегает к штампам и может творить с нуля. Главное, он понял суть, осознает, откуда тот или иной прием появился, и может сотворить свой, любой, новый. И Мастеру часто проще сделать что-то с нуля, чем искать подходящую болванку.
В ненасильственном общении акцент смещается на внутреннюю работу человека, на его внутренние потребности, желания, возможности, на попытку услышать другого человека через призму своего сердца. Человек настраивается на внутреннюю эмпатию – и слова приходят сами, остаются важными, но, по сути, вторичны.
Когда читаешь различные книги по воспитанию детей с гуманистическим подходом, понимаешь важность связи, важность близости и принятия. Можно пытаться использовать приведенные в книгах фразы, пытаться встроить их в свою речь, но обычно это происходит с большим скрипом и часто выглядит неестественно. Так многие книги по воспитанию детей говорят нам, для чего воспитывать детей с любовью. Называют различные варианты «приставных колесиков». Но редко ставят целью научиться ездить без них. Поэтому у многих не получается полностью встроить метод в свою жизнь. Речевые конструкции кажутся неестественными, не работают в конкретной семье или с конкретным ребенком.
В ННО есть гибкость. Цель тренинга или упражнений — помочь участникам найти свои слова и свой гибкий подход к ребенку или сослуживцу, мужу или другому человеку.
Основной принцип, основной вопрос: «То, что мы сейчас собираемся сказать или сделать, поможет ли оно это нам наладить взаимопонимание?». Если не поможет, то ЧТО поможет? В ННО во главе угла стоит намерение установить взаимопонимание – именно оно первично. На этом построена работа Медиатора — независимой третьей стороны, помогающей сторонам разрешить имеющийся конфликт, с этой ролью хорошо справляются практикующие ННО люди: помочь собеседникам прийти к взаимопониманию, увидеть друг в друге человечность. Обычно после достижения взаимопонимания стороны сами находят выход из своей проблемы, появляется новый вариант выхода из ситуации, удовлетворяющий обоих участников.
В ННО важны именно потребности. Они — та «нейтральная территория», на которой мы можем встретиться и понять друг друга. Осознание потребностей всех «участников» помогает перейти от столкновения к пониманию и диалогу (и решениям по типу «выиграй-выиграй»). В ННО все начинается именно с прояснения потребностей участников («что важно мне, что важно им?» «и ты, и я имеем значение! мы важны»). Слова, которые придут от этого внутреннего осознания, выразят наше отношение и намерение достигнуть решения «выиграй-выиграй».
В ННО есть «внутренняя работа», которая заземляет нас во взаимопонимании, доброжелательности, эмпатии. Слова, которые мы выберем, важны. Для того чтобы подобрать слова, мы «настраиваем» наше внутреннее состояние. И слова приходят, а с их помощью мы уже доносим до собеседника наше намерение.
Форма, которая зачастую описывается в книгах, дающих конструкции и слова, — это внешняя оболочка. В системе ННО слова — это наши два маленьких колесика на велосипеде. Они помогают нам научиться держать равновесие и страхуют в сложных ситуациях от серьезных проблем.
После того как научились держать равновесие и крутить педали, мы можем ездить на любом велосипеде и доехать, куда нам надо. Свобода и гибкость — это то, что дает нам понимание принципов ННО.

И для любящих краткость. Важные аспекты ННО:
1. Эмпатия к собеседнику
2. Поиск своих слов, гибкость конструкций
3. Намерение удовлетворить потребности собеседников
4. Признание равной важности участников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>