В: Что это такое?
Посредничество ННО, медиация:
(гипотетический пример)
Вася: Мой паровоз!
Коля: Мой!! Мой!! Я первый играл!
(У Вас такое бывало? видели? Дальше — как можно с этим работать с ННО, и что для этого нужно)
Анна Ивановна: Мммм, два мальчика, один паровоз. (Обращаясь к Коле и Васе, зрительный контакт, тело взрослого на уровне ребенка), что мы можем сделать?
Дальнейшее развитие диалога и решение может быть разным. По личному опыту, в разных ситуациях,- дети предлагали играть по очереди, по таймеру, выставленному взрослым, закончить играть игрушкой в ту игру, что играют, и передать очередь другому, найти другую, настолько же или более привлекательную вещь другому — или себе, играть вместе при определенных условиях и т.д…. Преимущество — отвтественность за конфликт, исход и решение — самих участников. Здесь посредник — не «полицейский», эффективно используются время и силы всех сторон, укрепляются отношения. Меняется отношение к конфликту.
Вместо: «Мы противники», нарабатывается принцип «Я и ты вместе в этой ситуации. Что мы можем сделать с этой проблемой, чтобы и мне, и тебе было комфортно?». Возможно, в это трудно поверить… и после 11 лет практики ННО в нашей семье, я каждый раз поражаюсь, когда вижу это у своих детей. Или вспоминаю, случаи, когда старшую друзья просили помочь разобраться в конфликте (первый раз наблюдала это в ее 8 лет)!
Принцип здесь — мы достигаем ВЗАИМОПОНИМАНИЯ, на основе этого ищем решения «выиграй-выиграй»… это действительно работает, на уровне стран и предприятий, читайте Маршалла Розенберга, который много времени провел в посредничестве, включая на политическом, «высшем» уровне).
Это не работает, ЕСЛИ: у посредника нет закрепленных и отработанных навыков самоэмпатии и эмпатии, или нет осознанности того, что посредника ЛИЧНО задевает в конфликте, нет ресурса (сил, времени или энергии), нет опыта процесса или доверия к нему.
В: Как я могу научиться этому?
О: несколько вариантов:
— краткий курс “ННО и конфликт” — “продвинутый” курс ННО. Для кого? Для тех, кто имеет устойчивые навыки эмпатии, самоэмпатии и диалога, четкого самовыражения. Для чего? Для посредничества, в большинстве случаев, неформального (например, в семье, между коллегами, или там, где мы — не участник конфликта) в конфликтах у которых нет долгоиграющей истории, и есть большой запас прочности в отношениях
— более длинный курс медиации, 3-9 месяцев. Для кого? для практикующих ННО, кто имеет хотя бы 8-10-15 дней курса с серт.тренером (в зависимости от критериев фасилитаторов курса). Для чего? Поддержка в конфликтах большего уровня накала (не одномоментный, а более долгоиграющий конфликт, и “ставки” для участников выше).
-обучение практике восстановительных кругов (метод Доминика Бартера). 3-5+ дней вживую. Для кого? Разный уровень участников. Для чего? Создание человечной СИСТЕМЫ разрешения конфликтов в сообществах (семьи, школы, профессиональные сообщества, организации и т.д.).
- Индивидуальное обучение с тренерами
В: Обязательно ли мне учиться медиации?посредничеству ННО? Как насчет чтения статей, просмотра презентаций? Я видел, как это делается в медиируемом конфликте.
О: Вы зажглись идеей медиации, вдохновились? Вам хочется внести вклад, как можно скорее? Принцип и процесс кажутся простыми и легкими?
Мне помогает на этот вопрос ответить такая аналогия- а Вам?
- ведение групп поддержки, кругов эмпатии (с имеющимися навыками эмпатии и осознанности границ компетентности) — это первая помощь (с имеющимися навыками первой помощи),
- а обучение других ННО похоже на работу врача-терапевта (кто-то прошел стажировки, кто-то — курс обучения, а кто-то — еще стажируется, кто-то — уже доучился и получил проф.квалификацию),
- то медиация похожа на работу зубного врача (иногда, бегающего между двумя креслами :)!). К зубному врачу, кроме обычных проверок, часто приходят люди с уже имеющимися проблемами, часто — ОСТРО болезненными. Тут важно, чтобы не дрожали руки, а также — способность с пол-вздоха осознавать уровень боли другого человека
- А восстановительные круги похожи на создание в сообществе своей “поликлиники” и “больницы”, иногда, одновременно, с лечением острых случаев (и тут пригодится работа фасилитатора восстановительных кругов).
Для меня лично, эта аналогия вылупилась в процессе многих лет опыта как посредника в конфликтах, так и “медиируемого”/”посредничаемого”. Накопился опыт, особенно после посредничества других людей в моих конфликтах, как личных, так и профессиональных.
Лично я (если уж совсем не припекло и нет никаких альтернатив) пойду к медиатору-”зубному” (после душераздирающих зубодробильных историй знакомых + своих неудачных походов к “дантистам”, запомнившихся долгоиграющей болью — а у Вас было такое?), только выяснив, есть ли у них подтвержденный опыт работы, получив рекомендации клиентов. Потому что до сих пор помню последствия!
В: И все-таки, могу я научиться сам? Я был участником процесса или части, имею представление, почему не попробовать?
О: (1) Кроме укорененности в навыках (что часто приходит в течение курса обучения), по моему опыту, в посредничестве ННО, и в восстановительных кругах, в медиации ОЧЕНЬ важна “укорененность”, “устойчивость” посредника в потребностях себя и группы.
В курсе обучения эта устойчивость достигается различными способами, от наблюдения от начала и до конца разбора конкретной ситуации (от пред-медиации до решения и всех частей между), многих часов учебной практики в группах на “легких” для участника ситуациях (где можно концентрироваться на процессе, собственных реакциях, а не на реальной ситуации, в которую мы вовлечены, в режиме реального времени).
(примеры внизу гипотетические)
Если я начинаю свою практику медиации с помощи своим детям, и мне СТРАШНО как важно, чтобы они ПРЕКРАТИЛИ ругаться, СЕЙЧАС! До того, как придут гости! …
Или с помощи друзьям, которые поссорились (а я ужас как не хочу, чтобы мне приходилось избегать даже упоминания одного за кофе с другим, и сложностей в отмечании Нового года, когда Вася говорит, что не придет, если будет Петя)…
… “режим реального времени” этой ситуации увеличивает уровень сложности, и для многих из нас, будет сложнее воспринимать это как учебную ситуацию, где мы отслеживаем свои реакции и в любой момент можем взять паузу и “перемотать назад”.
(2) Еще очень важно, я верю, достаточная осознанность собственных мыслей, чувств, потребностей и работа над ними. Что мне мешает увидеть человечность в каждом из участников? Быть на стороне ВСЕХ? Где я недостаточно ясно для всех это выражаю? Где у меня на поверхность всплывает страх? А где — злость? А где — травма? Как я могу с этим работать, будучи посредником?
(примеры внизу гипотетические)
Если это мои подруга и ее муж на грани развода, а я верю, что он — виноват и должен осознать свою неправоту… смогу ли я помочь им увидеть потребности друг друга, суть сердца каждого из них?
Если я вспоминаю свой собственный болезненный разрыв с любимым человеком, и как будто ножом по сердцу резануло… смогу ли я помочь другим в этой ситуации “прооперировать нарыв” в их отношениях, когда сама начинаю чувствовать полноценную боль?
(3) Еще важна система поддержки- достаточное количество людей, которые не имеют отношения к конфликту или даже сообществу, и могут оказать эмпатию, менторство и поддержку. Без этого, по моему опыту, пострадает укорененность посредника в диалоге (а не в том, что “зацепило”), не получится ДО медиации расчистить достаточное пространство внутри СЕБЯ, чтобы увидеть и услышать других (до микровыражений лица и тона голоса), и помочь сторонам достичь такого же видения и слышания друг друга.
(4) Также важен ресурс времени и энергии, жизненное пространство. Даже с системой поддержки, если нет времени, чтобы ей воспользоваться, часто медиация ННО “плывет”, потому что заканчивается ресурс у посредника. Часто, время подготовки к медиации, расчистка “внутреннего пространства” медиатора/фасилитатора/посредника занимает много часов, а то и недель (в зависимости от сложности ситуации и вовлеченности в него медиатора).
Если у нас сейчас работы невпроворот, и мы согласились помочь друзьям в ссоре, в которую затянуты их семьи и друзья… а у самих нет даже времени даже на пробежку по парку, не то что несколько часов с опытной коллегой на пред-восстановительный круг фасилитатора…как мы еще сможем проработать мысли, которые нам шепчут “ну вы что, взрослые же люди, как не стыдно, прекращайте это и не тратьте мое время”… перевести их в “мне так важна ответственность всех за происходящее”, и “я так устал/а”, и “ооо!!! Это мне напоминает болезненную незавершенную ситуацию с моими школьными друзьями, я боюсь, что и здесь туда же идет, хочу скорого завершения … попрошу ко-фасилитатора со мной поработать над этим, чтобы синтезировать этот прошлый опыт”?
Мы приглашаем Вас спросить себя — есть ли это у вас (1-4)? Если нет, как Вы можете это получить? Кого спросить? Какой может быть следующий шаг к (1-4)?
В: А что делать, если никого, кроме меня, нет?
О: Если этого нет, и продолжая сравнение посредничества ННО с работой зубного,
если мы оказались на необитаемом острове, и нет вокруг ни дантистов, ни кресел… все, что есть, и то радует, это товарищ с навыками первой помощи…
Здесь и нам, и товарищу вместе решать, какой вариант действий поможет больше всего и меньше всего навредит.
Вопросы, которые помогают многим:
1) есть ли другие варианты? Например, помочь обоим сторонам отдельно эмпатией?
2) есть ли ясность? Мы уважаем навыки первой помощи товарища, предполагаем, что, наверное, и зубы он тоже лечит… а если у него спросить? Насколько ему комфортно?
Если это мы, у кого есть навыки первой помощи, и мы — одни на месте происшествия, и мы хотим помочь другому… Было ли бы Вам комфортнее поделиться уровнем своих навыков? сказать, какой у нас опыт, сказать, что опасаемся навредить (ЕСЛИ нам кажется, что случай — за границами нашей компетентности, и есть такая опасность)? спросить, хотят ли они нашей помощи на этих условиях.
3) что мы можем сделать, чтобы уменьшить риск? Попросить о поддержке более опытных товарищей? найти ментора? Начать с более “легких” случаев? Например, где мы — не участник конфликта, где у нас нет личной заинтересованности в его исходе, где ни у кого из участников не было с нами лично столкновений и неясностей?
В: Я не читал эту статью, не проходил курс, и уже попробовал посредничать с ННО — они не разговаривают с друг другом и со мной. Что делать?
О: Слышим, как Вам важны отношения, внести вклад, помощь, доверие? И горькое сожаление, что прекрасные намерения не материализовались? И желание “отмотать назад” время, как кинопленку? Сохранить отношения с другими?
Если хотите решение/направление движения — в таких ситуациях многим помогает…
… “Принцип починки” с ННО и навыки “починки”. Поломали-чиним. (описание принципа есть в курсах Ольги, если интересно, пишите, постараемся сделать статью).
Наши рекомендации (собранные по мотивам граблей, на которые сами наступили :)… в надежде, что Вам не придется учиться на своих ошибках):
- пройдите обучение теории и практике разрешения конфликта с ННО ДО того, как браться за реальные конфликты (например, курс обучения, стажировку, и т.д.). Маршалл Розенберг медиировал/посредничал между бандами, в вооруженных конфликтах, между жертвами геноцида и теми, кто причинил вред им и их семьям, в Северной Ирландии во время конфликта, многих других “горячих точках”… и он тоже нарабатывал свой опыт постепенно.
- создайте ресурс поддержки для посредничества по принципу “не навреди” (например — группа интервизии, имеющая опыт и не вовлеченная в Ваши конфликты, ко-фасилитаторы с опытом и навыками работы, наработанный опыт посредничества, система сбора обратной связи и ее интегрирование в Вашу работу)
- создайте ресурс времени (например, у некоторых из нас, на средней сложности случаи неформального посредничества, на каждый час работы с группой, может уйти 3-4 часа подготовки и столько же для проработки после… с восстановительными кругами, на 1-3 часа восстановительного круга может уйти много часов (иногда недель и месяцев) пред-кругов — фасилитатора и участников)
- дайте процессу ШАНС! Если начинаете восстановительный круг, договоритесь, что те, кто в него заходит, пройдут его от начала и до конца — от пред-кругов до круга до нахождения решений тем же составом, что начинали, до встреч по поводу выполнения решений. Если сомневаетесь, не начинайте. Если не достигли желаемого в процессе медиации, поговорите с медиатором, попросите его обзор вашей ситуации и рекомендации, как Вам эффективнее достичь Ваших целей.
- Практика, практика, практика. Практикуйте в курсе, практикуйте с другими участниками курса, практикуйте в учебных ситуациях ДО того, как перейти к режиму реального времени. Рассказывайте своим “медиируемым” о границах вашего опыта и практики (ясность, открытость, честность, выбор).
Почему мы это написали? По опыту, медиация ННО, посредничество, восстановительные круги — более “острый” инструмент (как бормашина), чем “стетоскоп” тренингов ННО. Нам важно поделиться информацией с целью заботы о всех — и “посредниках”, и тем, кто пользуется помощью, открытость, принятие, помощь и поддержка.
(c) все права защищены. Автор — Ольга Нгуен, СТ ЦННО. Если хотите поделиться, пожалуйста, используйте эту ссылку на наш сайт http://pronno.ru/?p=165 (а не копию всего текста/оригинала) .
Почему? Мы хотили бы, чтобы гугл сохранил рейтинг нашего сайта, а не понизил его за материал, который есть еще где-то, чтобы больше людей смогли найти эти, мы надеемся, полезные материалы.
Спасибо:
Leslie Ritter-Jenkins CNVC CT www.empoweringcommunicationinc.net
Duke Duchscherer CNVC CT www.togetherwethrive.world
Jason Stewart PhD http://www.giraffesocialenterprises.org.uk/?page_id=358
Библиография:
Маршалл Розенберг “Язык жизни — ненасильственное общение”
Кей Пранис, Барри Стюарт, Марк Уедж. “Круги примирения”
Доминик Бартер www.restorativecircles.org