Что говорит наука о детских книгах?

Из тех исследований, что известны мне, и из наблюдений за моими детьми и детьми друзей, я верю, что то, что мы читаем и смотрим может оказать на нас определенное влияние 

И я также верю, что с инструментарием ННО, мы можем поддержать себя и наших детей, если прочтение какой-то книги зацепило неприятные эмоции, тревогу, страх, или, после прочтения или просмотра чего-то, мы замечаем тяжелое, ведущее к неприятным последствиям, для нас или самого ребенка его поведение.

 

Так, исследователь Альберт Бандура провел такую серию экспериментов. “Дети сначала наблюдают за тем, как взрослый бьёт куклу (прим. Ольги: надувную игрушку, клоуна Бобо; на видео или вживую), затем детей оставляют одних в комнате с такой же куклой, и дети без какого-либо поощерения или запрета начинают не только повторять действия взрослого, но даже усовершенствовать их. Бандура проводил этот эксперимент неоднократно, в том числе с использованием вместо игрушки живого клоуна. Во всех случаях были получены сходные результаты.” ( https://www.youtube.com/watch?v=IVJiVQLKJt8 )

 

Заметьте, что одного увиденного поведения было достаточно для подражания как группе детей, которых поощряли бить клоуна Бобо, так и тем, где никто не выражал никакой реакции по этому поводу, так и тех, кого РУГАЛИ за такие действия  (источник: Джон Медина “Правила работы мозга от 0 до 5”).

Но это исследование про увиденное вживую или на видео, а есть также исследование о книгах (Воспитательный Шок, По Бронсон, Эшли Мерриман, глава о братьях и сестрах). Его автор, доктор Крамер, автор успешной, с научно доказанными результатами, программой улучшения отношений между детьми в семье, в ходе одного из своих исследований, для сравнения эффективности ее программы с контрольной группой, решила дать контрольной группе задание.  Дети и родители в контрольной группе, в течение тех же недель, что велась программа в первой группе, должны были читать книги и смотреть программы (например, книги из серии “Улица Сезам”) об отношениях детей в семье и обсуждать прочитанное или увиденное.

 

Доктор Крамер ожидала, что результаты в контрольной группе будут если не лучше, чем в образце, то сравнимы с результатами, и что в контрольной группе в результате этого подхода ТОЖЕ наступит улучшение качества отношений (меньше драк, ссор, аггрессии, крика, больше сотрудничества, взаисоужважения, игры вместе). К удивлению доктора Крамер, от родителей в контрольной группе начали поступать жалобы УЖЕ через 2 недели, так как ПОВЫСИЛОСЬ количество агрессии (словесной и драк) и ссор между детьми.

 

Крамер утверждает, что, несмотря на то, что в  этих книгах в конце братья и сестры находили решение проблемы и мирились, дети, через книгу, усваивали то негативное поведение, которое предшествовала благополучной развязке, и усваивали намного больше альтернатив, чем до программы, как издеваться над, подавлять и обижать младших детей в семье. То, что дети замечали, это был не счастливый конец, а те образцы агрессии и ссор, которые были показаны в книгах и программах! (Вспомните клоуна Бобо!)

 

Крамер провела еще одно исследование, проанализировав 261 книгу об отношениях братьев и сестер, и подсчитав количество негативных (угрозы, обиды, исключение, оскорбление, недоброе поддразнивание и т.д.) и позитивных моментов (помощь, поддержка, сотрудничество, защита и т.д.) в отношениях между братьями и сестрами в этих книгах. Оказалось, их было где-то 50 на 50 (другой исследователь, Джон Готтман, в своей книге о доверии, отмечает, что для избежания, например, супружеской парой развода, соотношение негативных и позитивных моментов в отношениях должно быть 1:5, позитива, как минимум). Несмотря на то, что во всех, кроме одной книги,  братья и сестры пришли к счастливой развязке, в течение книги, читатели видели, как дети обвиняли других, унижали брата или сестру, и издевались друг над другом.

(источник: (Воспитательный Шок, По Бронсон, Эшли Мерриман, глава о братьях и сестрах))

 

Вывод, который я могу сделать из вышесказанного, что книги могут повлиять на поведение наших детей. И в то же время, вспоминая Дашу и Васю, именно Вы знаете своего ребенка, как никто другой, и можете отследить влияние определенных вещей на его или ее самочувствие, благополучие или поведение.

 Ольга Нгуен

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>